Образ Чичикова в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Смысл названия произведения («Мертвые души») уже указывает на аферу Чичикова, который решает воспользоваться тем, что умершие крепостные крестьяне до новой переписи документально учитывались как живые. Герой поэмы Гоголя хочет для получения денег под залог опекунского совета вступить во владение умершими людьми «на бумаге».

Такой сюжет писателю подсказал А. С. Пушкин, считающий, что он представляет большие возможности для сатирического обобщения. Можно было через путешествующего Чичикова охватить русскую жизнь, показать типы помещиков и чиновников, описать их нравы и привычки. Это была и великолепная возможность создать образ российской бюрократической системы, в которой человека защищают бумажки.

Гоголь своего героя раскрывает постепенно, повествуя о его похождениях. Каждая новая глава рисует Чичикова с новой стороны.

Однако главный смысл поэмы Гоголя заключен не в похождениях героя-авантюриста. Предприятие, предпринятое дельцом, помогает обличить не только самого его, но и русских помещиков, чиновников.

Важную роль в структуре произведения играет биография героя. Детство Павла Чичикова было неприютным, без друзей. При поступлении сына в училище отец давал наставления: угождай, «с товарищами не водись», «не угощая никого», «все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Павлуша был достойным сыном своего отца, быстро сделавшись «рыцарем копейки». Все хорошие задатки этого человека быстро угасли, добрые начала обратились в злые. Первые подлости и первые махинации были сделаны в детстве.

Грандиозная афера с «мертвыми душами» разоблачает отсутствие у Чичикова всяких моральных принципов. Он становится в поэме проводником темы смерти, каким-то бесом, подлецом, адским прислужником, пошляком. «Смерть души» — это относится прежде всего к нему.

Биография Чичикова — это история «падения души», которая когда-то была чистой. Гоголь не лишает своего героя права на «чувства» и «раздумья»: «С каким-то неопределенным чувством смотрел он на домы…»; «неприятно, смутно было у него на сердце»; «какое-то странное, непонятное ему самому чувство овладело им». Это моменты внутреннего голоса, которые фиксирует писатель. Нередки случаи, когда внутренний голос героя переходит в авторский голос или сливается с ним. Например, в отступлениях об умерших мужиках Собакевича или о встретившейся Чичикову девушке («Из нее все можно сделать, она может быть чудо, а может и выйти дрянь, и выйдет дрянь!»).

Стиль разговоров с каждым помещиком, которого посещает герой Гоголя, разный. Чичиков принимает вид чувствительного, деликатного человека, когда торгуется с Маниловым. Он ласков, предупредителен, готов сослаться на закон, говоря о необходимости составить купчую.

С Коробочкой — груб, напорист, нетерпелив («Хватили немножко греха на душу…»; «Срам, срам, матушка»). С Ноздревым, который вывел его из терпения, Чичиков говорит отрывисто, резко. С Собакевичем герой деловито торгуется. Плюшкина он просто уговаривает («…потому что вижу — почтенный добрый старик терпит по причине собственного добродушия»).

Чичиков имеет удивительную способность приспосабливаться к людям. Это человек без принципов. Он пойдет на все ради извлечения выгоды. Его неутомимая энергия направлена на низкие цели, на подлые дела.

Герой поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» всегда хотел большего, чем определила ему жизнь: быть не «господином средней руки, а херсонским помещиком, миллионщиком.

В образе Чичикова писатель-сатирик осуществляет разоблачение пошлейшего типа «хорошего», «интересного», «порядочного» светского человека из привилегированного общества.

Новый человек, предприниматель, торгаш, идущий на смену представителям феодально-крепостнического строя, определен Гоголем как «мертвая душа», мерзость, подлость.

Поэму «Мертвые души» Гоголь завершает развернутым лирическим отступлением, образом мчащейся в будущее Руси-тройки. Селифан погнал коней, Чичиков улыбнулся, «ибо любил быструю езду». Далее идет авторское обобщение: «И какой же русский не любит быстрой езды?» Затем мы читаем: «Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал?» Наконец, предельное, под стать самой поэме, обобщение: «не так ли и ты Русь, что бойкая необъяснимая тройка несешься?» От Чичикова с его бричкой автор поэмы идет к патетическому вопросу: «Русь, куда же несешься ты? дай ответ. Не дает ответа». Значит, и Чичиков причастен к этому «полету». Он может переродиться, и о его судьбе стоит вопрошать. Да, герой Гоголя пошляк, но он и загадка. Вот как на нее откликнулся Герцен: «…Там, где взгляд может проникнуть сквозь туман нечистых испарений, там он увидит удалую, полную сил национальность».